вт, 10 дек.
03:06
-1 °С, облачно

Достопримечательность Левокумского района: дом туркменского князя

25 марта 2016, 17:34Статьи
Фото:

Два года назад село Приозёрное отмечало своё столетие. Основал его богатый туркменский князь Муса-Аджи, о котором до сих пор ходят легенды. До наших времён сохранился его дом.

Здесь князь обосновался после указа 1912 года, который запрещал народам Северного Кавказа вести кочевую жизнь. Мусе-Аджи и его двум братьям выделили на льготных условиях земли, где он пробил артезианские скважины и обустроил сад — на этом месте сейчас располагается село Турксад.
Основной доход князь имел со скотоводства. Его многочисленные стада паслись на землях нынешних Левокумского, Туркменского, Арзгирского и Нефтекумского районов. Особой любовью Мусы-Аджи пользовались ахалтекинские скакуны — за снабжение ими российской армии его наградил Государь Император Николай II мундиром с царского плеча.
Князь одним из первых в России стал обладателем автомобиля «Руссо-Балт». В то время такую роскошь могли позволить себе немногие, например, великий князь Константин Константинович, князь Борис Голицын (знаменитый учёный, сейсмолог и геофизик) и экс премьер-министр граф Сергей Витте. На реке Куме Муса-Аджи построил мечеть, а чтобы поселение разрасталось — сооружал и обустраивал за свой счёт мазанки для рабочих.
Старожилы рассказывают, что, несмотря на богатство, с детьми князю не везло — ни одна из его нескольких жён не могла родить ему сына, а если рожала — мальчик не доживал до 8 лет. После прихода к власти большевиков, по одной версии, Муса-Аджи застрелился, по другой — его отравила жена, замыслив побег.
На одной из стен дома сохранилась надпись на арабском языке, ранее их было несколько. Также в архивах упоминается брат Мусы — Иса. Их дома, по легенде, были соединены подземным переходом, чтобы можно было укрыться от врага либо прийти на помощь.
Ходят легенды, что в одном из курганов находятся спрятанные Мусой-Аджи от большевиков сокровища. А в 1960-е годы произошёл интересный случай. В село приехала пожилая женщина в туркменской одежде. Она назвалась дочерью князя и рассказала, что живёт в Париже. Сфотографировав дом Мусы-Аджи, она сказала, что надпись на стене дома является ключом к сокровищам, после чего уехала.
Весной 2012 года в честь туркменского князя Мусы-Аджи на его доме была прикреплена мемориальная доска.
Авторы:Олег Дубровин